Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти: отмена государственной экспертизы

Разливы нефтиНовый законопроект направлен на приведение требований указанных федеральных законов в соответствие с положениями международных договоров Российской Федерации и международной практикой, другими актами российского законодательства в данной области, исключение излишней регламентации и дублирования требований. 

Наименование: Законопроект № 824042-6 О внесении изменений в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации в части исключения требования государственной экологической экспертизы планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

Внесен в Государственную Думу: 26.06.2015.

Кем внесён: Члены Совета Федерации Н.В.Власенко, В.Н.Васильев, А.И.Голушко, О.Ф.Ковитиди, В.В.Рогоцкий, С.П.Цеков, И.К.Чернышенко.

Пояснение:

Законопроектом предлагается исключение из числа самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее — план ПЛРН), исходя из следующего. 

Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (далее ФЗ № 187-ФЗ) и в Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее ФЗ № 155-ФЗ), касающиеся планов ПЛРН предприятий и организаций, осуществляющих операции с соответствующими видами углеводородов. Суть этих изменений заключается в том, что существующий порядок согласования планов ПЛРН закреплен законом, но дополнен требованием обязательности государственной экологической экспертизы (далее — госэкспертиза), т.е. разрабатываемые хозяйствующими субъектами планы ПЛРН необоснованно отнесены к самостоятельным объектам госэкспертизы.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. По смыслу правил главы VII данного Закона, посвященной требованиям в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, такой вид деятельности означает размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Согласно ст. 3 данного Закона экологическая экспертиза, в частности, основывается на принципах: презумпции потенциально# экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объек а/ экологической экспертизы; комплексности—оценки  воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; и др.

2. Деятельность морского транспорта неразрывно связана с международным судоходством, которое во всех его аспектах регулируется требованиями международных договоров. Меры предупреждения негативного воздействия на окружающую среду в связи с эксплуатацией судов, которое может возникнуть при осуществлении торгового мореплавания, уже достаточно полно регламентированы в российском законодательстве и соответствуют международным договорам Российской Федерации. Так, Россия с 18.12.2009 г. является участником Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 607 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года».). Конвенция была разработана в связи с серьезной угрозой, которую представляют для морской среды инциденты, вызывающие загрязнение нефтью в результате аварий судов, морских установок, в морских портах и на объектах, связанных с обработкой нефти, и исходя из важности предупредительных и предохранительных мер во избежание загрязнения нефтью, в первую очередь, и необходимости строгого применения существующих международных документов, относящихся к безопасности на море и предотвращению загрязнения моря, в частности Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками и Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками. В ст. 3 Конвенции предусмотрено, что одной из предупредительных и предохранительных мер во избежание загрязнения нефтью является разработка планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью. В соответствии со ст.! 3 каждое государство-участник требует, чтобы суда, имеющие право плавания под ее флагом имели на борту судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, как требуют положения, принятые ИМО или под ее эгидой для этой цели, и в соответствии с ними («положения, принятые ИМО» относятся к правилу 26 Приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней, с поправками). Каждое государство- участник требует, чтобы операторы морских установок, находящихся под ее юрисдикцией, имели планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, которые согласовываются с национальной системой, учрежденной в соответствии со ст. 6 данной Конвенции и одобренной в соответствии с процедурами, установленными компетентным национальным органом. Каждое государство-участник требует, чтобы органы и операторы, ответствен­ ные за такие морские порты и объекты, связанные с обработкой нефти, находящиеся под ее юрисдикцией, там, где она это считает уместным, имели планы чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью или подобные документы, которые согласовываются с национальной системой, учрежденной в соответствии со ст. 6 данной Конвенции, и одобренной в соответствии с процедурами, установленными компетентным национальным органом.

В ст. 6 («Национальные и региональные системы обеспечения готовности и реагирования») установлено, что каждое государство-участник учреждает национальную систему срочной и эффективной борьбы с инцидентами, вызывающими загрязнение нефтью. Эта система, в частности, включает национальный план чрезвычайных мер по обеспечению готовности и реагированию, который содержит организационные взаимоотношения связанных с этим различных государственных или частных органов, принимая во внимание руководства, разработанные ИМО («руководства, разработанные ИМО» содержатся в Руководстве по борьбе с загрязнением нефтью, раздел II — Составление планов чрезвычайных мер, разработанном Комитетом по защите морской среды ИМО).

3. Следует также отметить, что привязка к континентальному шельфу (в географическом смысле этого слова) в отношении плана ПЛРН и, соответственно, госэкспертизы плана ПЛРН является нодсенсом, так как ликвидировать разлив нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе невозможно — он там хотя и может произойти в результате осуществления какой-либо деятельности (бурильные работы, например), но ликвидируется разлив в морской среде (с точки зрения морского права — в исключительной экономической зоне). На континентальном шельфе можно только собрать остатки, которые могут осесть на него в результате разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде. А в соответствии с Федеральным законом № 187-ФЗ любая хозяйственная деятельность в пределах континентального шельфа Российской Федерации фактически является объектом госэкспертизы.

4. Необходимо также отметить, что смысл и содержание планов ПЛРН определяется перечислением имеющихся сил и средств для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационными мероприятиями по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализацией и ликвидацией загрязнения. Исходя из смысла и содержания таких планов ПЛРН, нельзя согласиться с тем, что предусмотренные в них вопросы организации, координации действий, порядка направления сообщений, и т.п. относятся к результатам хозяйственной деятельности.

5. Кроме того, внесенное в соответствии с Федеральным законом № 287- ФЗ в указанные Федеральные законы положение о том, что объектами госэкспертизы являются «…другие виды хозяйственной и иной деятельности…» может толковаться сколь угодно широко и распространяться в том числе на погрузочно-разгрузочные операции на рейдовых перегрузочных комплексах, бункеровку, операции судно-судно, перевозку пассажиров и, в целом, на эксплуатацию судов в пределах внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации. При этом, например, Положением о лицензировании погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. № 193 и разработанным в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», определен исчерпывающий перечень документов, подаваемых заявителем на получение лицензии.

6. Применяемые при реализации планов ПЛРН технологии и вещества (сорбенты) являются самостоятельными объектами госэкспертизы федерального уровня в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Заказчиками проведения такой экспертизы являются создатели технологий ликвидации разливов нефти, т.е. производители боновых заграждений и сорбента.

7. Изменения, внесенные Федеральным законом № 287-ФЗ в Федеральные законы № 187-ФЗ и № 155-ФЗ в части, касающейся требования обязательности госэкспертизы планов ПЛРН, фактически обязывают Правительство Российской Федерации изменить лицензионные требования к лицензиатам и соискателям лицензий на лицензируемые виды деятельности на морском транспорте (перевозки пассажиров и опасных грузов морским транспортом; морские буксировки; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах), и потребовать от соответствующих лицензиатов и соискателей лицензий представления в лицензирующий орган результатов госэкспертизы планов ПЛРН.

8. Сформировавшаяся после 1 июля 2013 г. практика применения нормы об обязательности госэкспертизы планов ПЛРН выявила неустранимые логические противоречия с другими актами российского законодательства и фактической практикой реализации планов ПЛРН, в частности. Фактически, речь идет о введении для участников торгового мореплавания дополнительных, необоснованно избыточных требований, отсутствующих в международных нормах, а также обременительных для судовладельцев. При этом их выполнение ведет исключительно к финансовым затратам без какой- либо практической пользы. Сложившаяся ситуация, кроме прочего, может привести к уходу судовладельцев в конкурирующие порты Украины и Прибалтики и нанесли существенный экономический ущербу Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то, что меры предупреждения и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду достаточно полно регламентированы в российском законодательстве и международных договорах Российской Федерации, а план ПЛРН не является результатом хозяйственной деятельности, предлагается исключить план ПЛРН из числа объектов госэкспертизы в статьях 22.2 и 31 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», а также придать перечню объектов гоэкспертизы закрытый характер, исключив из требований, установленных в ст. 31 Федерального закона № 187-ФЗ, слова, позволяющие расширительно толковать понятие «хозяйственная деятельность» и создавать тем самым условия для совершения действий коррупционного характера. Аналогичные изменения предлагается внести и в статьи 16.1 и 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Кроме того, законопроектом предусмотрено устранение юридико- технической ошибки в пункте 3 ст. 34 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», возникшей при внесении в него изменений в 2012 и 2013 годах. Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Текст законопроекта:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года
№ 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и в
Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации» в части исключения требования государственной
экологической экспертизы планов предупреждения и ликвидации
разливов нефти и нефтепродуктов»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4640; 2009, № 52, ст. 6440; 2012, № 53, ст. 7612) следующие изменения:

1) в статье 22.2: в части второй исключить слова «при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»; часть третью исключить.

2) в статье 31: часть вторую изложить в следующей редакции: «Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность на континентальном шельфе и являющихся объектами государственной экологической экспертизы. Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на соответствующие объекты государственной экологической экспертизы.»; в части третьей исключить слова «, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности на континентальном шельфе»; часть четвертую исключить.

Статья 2 Внести в Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833; 2009, № 52, ст. 6440; 2012, № 53, ст. 7612; 2013, № 19, ст. 2314) следующие изменения: 1) в статье 16.1: в абзаце первом пункта 2 исключить слова «при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов»; абзац второй пункта 2 исключить; 2) в статье 34: в абзаце первом пункта 2 после слов «и в территориальном море» включить слова «и являющихся объектами государственной экологической экспертизы.»; в абзаце втором,пункта 2 после слов «государственной экологической экспертизы» включить слова «на соответствующие объекты государственной экологической экспертизы»; X v в пункте 3 исключить слова «, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море»; пункт 4 исключить.

Президент Российской Федерации.

(Visited 135 times, 1 visits today)
No tags for this post.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *